Мой сайт
 Каталог статей
Главная » Статьи » Искусство Фотографии

Фотография без камеры

Еще в30-х годах XIX века один изсоздателей фотографии, Фокс Тальбот, получал выразительные силуэтные отпечатки кружева, цветов, листьев непосредственно насветочувствительной бумаге. Носкоро эталаконичная техника отступила перед богатством тонов иразнообразием изобразительных сюжетов, которые стали доступны традиционной теперь фотографии, фиксирующей изображение вфотокамере. Всередине ХIХвека художники используют фотопечать длятиражирования графики — рисунок, сделанный иглой напокрытом темным лаком стекле, служил негативом. Этутехнику называли гелиографией.


В 20-х годах ХХвека расширением творческих возможностей фотоискусства, поисками независимого отвоздействия живописи играфики органического художественного языка фотографии активно занимались художники-авангардисты МанРей, Мохои-Надь, ЭльЛисицкий идругие. Среди прочего ониобратили внимание натехнику фотографирования безкамеры, которую стали называть фотограммой. Онапредоставляла заманчивую возможность уйти отизобразительного буквализма обычного фотоснимка, отпривычной перспективы (откоторой отказывалась иавангардистская живопись), позволяла «остранить» — сделать неожиданно острым иэффектным изображение привычных предметов. И,наконец — уйти отпреображенной реальности кбеспредметности, к«фиксации игры рассеянной светотени». «Организованные светотеневые эффекты обогащают наше видение», — утверждал Мохои-Надь.


Но есть лиспециально фотографическая образность втаких неизобразительных композициях? Казалось бы,ихможно делать ипросто отруки — пером, кистью. Однако ощущение фотографичности отчетливо сохраняется дотех пор, пока мыугадываем вних участие света, игру светового потока — рассеянного илижестко направленного ипритом усложненного некими препятствиями. Прилюбой степени отвлеченности такого рода фотограмма создает, безусловно, фотографические образы.


Тенденции, намеченные вфотоискусстве художниками дадаистско-сюрреалистического иликонструктивистского направлений, получили некоторое развитие ив новейших, неслишком, впрочем, многочисленных опытах преимущественно западноевропейской фотограммы. Ктехническим средствам формирования неизобразительных фотопроизведений добавилась такназываемая химиограмма, использующая эффекты неравномерного проявления светочувствительного материала.


Принципиальная установка классиков фотоавангарда иих последователей напреодоление изобразительности придала творческому развитию фотограммы одностороннюю, неоправданно узкую направленность. Поприроде своей это, пожалуй, впервую очередь именно изобразительная техника. Органическая предметность фотоискусства, основанная набезусловной физической реальности представляемых имобъектов, сохраняется ив этой егоспецифической ветви. Анеожиданные, порой фантастические преображения этих объектов всветовом потоке оказываются основной художественной интригой фотограммы, ееособым сюжетом имощным средством выразительности.


Суть этой интриги втом, чтопредмет оказывается подмененным своей тенью. Такое случается изредка ив других искусствах: существует театр теней, теневые эффекты использует порой иобычная фотография, икино. Ноименно вфотограмме подмена этаоказывается наиболее принципиальной имногообещающей.


Тень — естественный образ предмета, однако образ обобщенный ипочти всегда существенно трансформированный. Игра этими трансформациями — основа теневой фотографии. Простейший теневой образ –силуэт. Вфотограмме он,естественно, негативный, илишь иногда егопереводят впозитив посредством контактной печати. Силуэтная теневая печать спомощью направленного света — азбука фотограммы. Еевыразительность зависит лишь отбогатства контура объекта. Используются дляэтого обычно предметы более илименее плоские исложной формы. Богаче выглядят фотоотпечатки вещей ажурных — элементарность отношений черного ибелого цвета здесь скрадывается сложностью узора. Авот прозрачная ткань вносит вотпечаток почти осязаемую конкретность своей структуры — переплетение нитей, неровности, узелки. Еескладки дают ужепочувствовать, чтофотограмма вовсе неплоскостное искусство — унее есть своя пространственность, совершенно притом отличная отклассической перспективы обычного снимка. Пространство здесь неглубокое, ноочень напряженное, плотное — непустота, аскорее густая темная среда. Этосразу жевыявляется приработе стрехмерными формами, будь топрозрачное стекло, ажурная ветка слистьями ицветами илиплотный объем фарфоровой статуэтки. Предмет дает резкую ичетко очерченную границу вместах соприкосновения сбумагой. Там, гдеонот нееотходит, контуры расплываются, оказываются нерезкими. Рассеянный свет всочетании счетко рисующим прямым светом может добавить выразительные полутени, вылепить объем. Косо направленный, неперпендикулярный бумаге свет меняет пропорции предмета, вытягивает, заостряет углы. Аажурно-рыхлый материал (стебельки травы илимох) создает более мягкий, расплывчатый рисунок. Стекло — материал дляфотограммы привлекательный, но,как выясняется, трудный. Эффект каждый разбывает неожиданным, движение света здесь сложнее, чемкажется…


При своей технологической простоте фотограмма оказывается техникой неисчерпаемых творческих возможностей. Еестилевой диапазон простирается отабстрактной светотеневой игры — через сюрреалистическую загадочность образов, вырванных изсистемы реальных жизненных связей, иотстраняющее экспрессивное преображение конкретных предметов — доклассически ясной, строгой изобразительности. Возможности этинетолько неисчерпаны практикой, но,всущности, почти ещеине открыты. Между темсвободная игра спойманной изапечатленной тенью — занятие непросто увлекательное, ноазартное. Элемент творческий здесь определенно преобладает надремесленно-техническим, играющим немалую роль вфотографии обычной.


Организуя набумажном листе отбрасываемые предметами тени, художник особенно отчетливо ощущает егоконструктивную плоскость. Дляфотограммы онанепрозрачное «окно» виллюзорное пространство натуры, нопрочная опора сознательного композиционного построения.


Возможность фотограммы обобщить ипреобразить реальный предмет, сделать егозагадочным иманящим, растягивая, но,неразрывая тонкую нить, связывающую теневое изображение снатурой, нераз суспехом использовалась врекламе (например, знаменитые плакаты ЭльЛисицкого дляфирмы «Пеликан», 1924). Совсем иным, отточенно-предметным, характером отличались рекламные фотограммы блестящего мастера прикладной фотографии А.В. Хлебникова. Наплакатном листе, книжной обложке илистранице фотограмма отчетливо выявляет свои характерные качества, роднящие еесискусством графики: плоскостность, контрастность, выразительную остроту силуэтов, лаконизм пластики, аглавное — четкую управляемость всего еекомпозиционного построения. Отсюда иособая органичность этой фотографической техники, ееуживчивость всложной целостности современного художественно-полиграфического синтеза. Думается, этивозможности фотограммы ещенедостаточно оценены ииспользованы современным графическим дизайном.


Ссылка: http://www.photographer.ru/cult/practice/344.htm

Категория: Искусство Фотографии | Добавил: Floritta (12.09.2010)
Просмотров: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 19.10.2017, 12:01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа

Категории раздела
Термоперенос [16]
Искусство Фотографии [22]
Всё о подарках [78]
Праздники и Подарки [324]
Поздравления в Стихах [38]
Корзина
Ваша корзина пуста

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Яндекс.Метрика






    Goon Каталог сайтов
    Каталог полезных сайтов 299.ру



    Copyright MyCorp © 2017